Устраняем восьмерку на Колесе

Главная » Статьи » Мастерская » Устраняем восьмерку на Колесе

От того, насколько правильно выполнена натяжка спиц, во многом зависят и ходовые качества велосипеда. Натяжка спиц в колесе производится не радиально, а наискось, по направлению касательной к окружности втулки, с тремя перекрещиваниями по пути от фланца втулки к ободу. Этим достигается большая прочность и в то же время эластичность колеса, его способность амортизировать возникающие толчки. При этом одна спица вставляется изнутри фланца втулки, другая - снаружи, и так далее по всей ее окружности. Затем определяется визуально, с какой стороны (изнутри или снаружи) спица вставляется на фланце втулки и в какое отверстие обода она приходит. Далее спица продевается в соответствующее гнездо обода, сверху на нее надевается ниппель и подтягивается ниппельным ключом.
На практике нередко возникает необходимость в полной переспицовке колес. Приводим подробную методику сборки колес, которая для удобства разбита на ряд последовательных операций.

1. Смазать нарезные концы спиц в местах их соприкосновения с ниппелями. Без этого невозможно натянуть спицы достаточно жестко.

2. Вставить 9 спиц в один фланец так, чтобы между ними было по свободному отверстию и чтобы головки были с внешней стороны. Если это заднее колесо, начинать следует с резьбовой стороны втулки (она обращена к работающему).

3. Вставить нарезную часть первой спицы в ближайшее справа от вентиля отверстие обода, смещенное относительно плоскости колеса к своему фланцу (это отверстие может быть ближайшим к вентилю или располагаться через одно ниппельное отверстие), и завернуть ниппель на два оборота. Эта спица называется ключевой.

4. Отсчитать от ключевой спицы по часовой стрелке 4 отверстия обода, вставить нарезной частью следующую спицу и завернуть ниппель (между закрепленными спицами должны остаться 3 свободных отверстия).

5. Аналогичным образом закрепить остальные 7 спиц.
Перевернуть колесо другой стороной и найти ключевую спицу. Она расположена слева от вентильного отверстия. Нарезную часть десятой спицы продеть в ближайшее от вентиля отверстие, справа от него (десятая спица не должна пересекаться с ключевой).

7. Остальные 8 спиц левого фланца установить в последовательности, указанной в п. 4.

8. Контрольная операция: убедиться, что головки всех 18 (приводных) спиц находятся с внешней стороны фланца. По всей окружности обода пары свободных отверстий перемежаются парами отверстий с ниппелями (каждый ниппель завернут лишь на несколько оборотов).

9. Продеть первую натяжную (19-ю по счету) спицу в отверстие фланца втулки так, чтобы ее головка оказалась с внутренней стороны фланца. Повернуть втулку таким образом, чтобы уже набранные спицы получили направление, близкое к касательной относительно фланцев. (В случае заднего колеса для этого взяться за резьбовую часть втулки и повернуть ее по часовой стрелке). Затем пропустить первую натяжную спицу в такое отверстие обода, чтобы она пересекла 3 уже набранные приводные спицы (считая только те, что относятся к одному фланцу). При этом натяжная спица должна пройти снаружи от первых двух пересекаемых ею спиц и с внутренней стороны от третьей. Для нарезной части спицы выбрать ниппельное отверстие, смещенное к своему фланцу. Завернуть ниппель на 2 оборота.

10. Головку второй натяжной спицы (20-й по порядку) продеть через следующее (по часовой стрелке) свободное отверстие во фланце, а нарезную часть спицы - отсчитав 4 ниппельных отверстия в ободе (по часовой стрелке).

11. Аналогичным образом устанавливаются остальные 7 спиц с одной стороны колеса и 9 натяжных спиц - с другой.

12. Натянуть все спицы, завернув ниппеля на одинаковую глубину (при коротких спицах - на одинаковое число резьбовых витков, при длинных - концы спиц должны оказаться вровень со шлицами ниппелей). Равномерное заворачивание ниппелей очень важно, так как существенно облегчает дальнейшую сборку (спицы при этом еще не должны быть натянуты сильно).

13. Натяжение правых спиц (идущих от фланца резьбовой части втулки) должно быть больше натяжения левых (формирование так называемого "зонтика"): в качестве первого приближения все правые ниппеля завернуть еще на три с половиной оборота.

14. Начиная от вентильного отверстия, равномерно подтянуть все спицы, поворачивая каждый ниппель на один оборот. Если после обхода всего обода слабина остается значительной, все ниппели завернуть еще на один оборот.

15. На специальном приспособлении для центровки колес, простейшая конструкция которого показана на рис. 2.9, определить величину так называемого горизонтального биения обода ("восьмерки"), а затем и вертикального (эллипс). Устранять следует в первую очередь большее биение.

Правка "восьмерки"

16. Если часть обода смещена вправо, например, на участке четырех спиц, следует ниппеля двух спиц, идущих к левому фланцу, подвернуть на четверть оборота, а спиц, идущих к правому фланцу, на столько же отпустить - участок обода при этом сместится влево. Если же участок обода более короткий, например, из 3 спиц - одной левой и двух правых, - левую спицу следует натянуть на полоборота, а каждую из правых отпустить на четверть оборота. Соблюдение такого принципа балансировки колес позволяет устранить горизонтальное биение, не ухудшая вертикального.

17. Первое выправление может оказаться недостаточным, но если есть улучшение, не следует стараться сразу же достичь окончательного результата. Лучше найти наибольшее отклонение обода влево и подтянуть его. Переходя таким образом с одной стороны на другую, быстрее удается уменьшить горизонтальную неоднородность при сохранении предварительно заданного "зонтика". На данном этапе правки нет надобности пытаться выправить "восьмерку" лучше, чем на 3 мм. Целесообразнее это сделать при окончательной юстировке колеса после правки эллипса и "зонтика".

Правка эллипса

18. Наиболее удаленный от втулки участок обода подтянуть натяжением подходящих к нему спиц. Принцип баланса, изложенный, действует и здесь. Если найденный участок имеет 3 ниппеля -два левых и один правый - и если подтянуть две левые спицы на пол-оборота каждую, а правую - на один оборот, то выступ обода втянется без нарушения равномерности натяга. Таким образом можно выправлять эллипс, не увеличивая заметно "восьмерку".

19. Найти следующий наиболее отклоняющийся участок обода и вытянуть его описанным выше способом. Далее устранить отклонение следующего участка и т.д. Колесо станет постепенно все более круглым, а спицы натянутся туже.

20. Если колесо уже круглое, а натяг спиц недостаточен, следует подтянуть все ниппеля на одинаковую величину (например, еще на пол-оборота) и снова проверить колесо на концентричность.

"Зонтик"

21. Обод заднего колеса должен располагаться в плоскости, проходящей точно посередине между наконечниками задней втулки. Несоблюдение этого условия при движении велосипеда будет разворачивать его в сторону. Правильность "зонтика" проверяется по расстоянию от обода до тормозных колодок. Это расстояние измеряется дважды - при нормальном положении колеса и в перевернутом. В обоих случаях оно должно быть одинаковым.

22. Настройка "зонтика" осуществляется при полностью натянутых спицах подтягиванием на одну и ту же величину всех ниппелей одной стороны и точно таким же отпусканием ниппелей другой стороны (обычно на четверть оборота). При не очень туго натянутых спицах выправление "зонтика" заключается лишь в заворачивании ниппелей той стороны, куда требуется переместить обод.


В сложных походах спицы заднего колеса рвутся особенно часто. Велотуристы Д. Шурман из Луцка и О. Лещенко из Подмосковья советуют усиливать заднее колесо дополнительными спицами. С такими колесами они успешно совершили много сложных велопохо-дов по грунтовым дорогам, нагружая заднее колесо до 50-60 кг. Не все велотуристы поддерживают эту идею, считая, что прочность колеса зависит не от количества спиц, а от равномерности их натяжения, но есть у предлагаемой конструкции и горячие сторонники. Окончательный вывод предлагаем сделать самому читателю.

Автор: Надежда Гамаюнова

Дата публикации: 02 Ноябрь 2009 года, 23:46