"Никогда не сдаваться!" - Джино Бартали

Главная » Статьи » Биографии » "Никогда не сдаваться!" - Джино Бартали

Кто знает, стал ли бы Джино Бартали  профессиональным велогонщиком, если бы однажды не получил в  подарок от сестры свой самый первый велосипед. После этого для него не существовала ничего и никого кроме велосипеда. Практически целыми днями он только и делал, что занимался велосипедом. Половину недели Джино тренировался, а все остальные дни занимался  ремонтом.

Джино Бартали, без сомнения, является, наверное, самым интересным и ярким спортсменом золотого века велоспорта. Он стал символом Италии. В годы Второй мировой войны он стал героем, хотя о его подвиге все узнали лишь в 2000 году, когда он уже умер. В 1948 году ему удалось «спасти» Италию от политического переворота  своим выигрышем на «Тур де Франс». Итальянцы обожают велоспорт и велогонки, поэтому они отвлеклись от забастовок и беспорядков, которые могли закончиться настоящей революцией  и начали активно болеть, смотря за победой Бартали. За свои заслуги  Джино Бартали был два раза награждён Орденом.

 bartali

Профессиональная спортивная карьера Джино Бартали длилась с 1935 по 1954. Среди самых крупных побед Бартали:

3 выигранных гонки «Джиро д'Италия» — 1936, 1937, 1946. В общей сложности 17 побед на этапах, 50 дней в розовой майке. В «Джиро» участвовал рекордное число раз — 14;

2 победы на «Тур де Франс» — 1938 и 1948. Всего 12 побед на этапах, 17 дней в жёлтой майке;

4 победы на «Милан — Сан-Ремо» — 1939, 1940, 1947, 1950;

3 победы на «Джиро Ломбардии» — 1936, 1939, 1940;

4 раза становился чемпионом Италии — 1935, 1937, 1940, 1952;

2 победы на Туре Швейцарии — 1946 и 1947.

Бартали был самым лучшим горным гонщиком и одним из первых, кто начал использовать переключатель передач. Он не «танцевал» на педалях, в отличие от других и  предпочитал не подниматься из седла по 15 километров.

За его плечами 128 соревнований высшей категории. Бартали сумел проехать на велосипеде примерно 600000 километров, он участвовал в 964 гонках, и только 28 раз сошел с соревнований. Лозунг Бартали: «Никогда не сдаваться. Чудо всегда возможно — и восстановишься».

Слава Джино Бартали не была осквернена ничем всю его долгую жизнь. Он прожил достаточно большую жизнь и за 85 лет стал настоящим кумиром в  велоспорте не только для итальянцев, но и для болельщиков всего мира.

 dzino_bartali

 

 bartali

С детства он был крайне религиозным, так как его семья была глубоко верующей. Бартали даже дали кличку «Джино благочестивый». Он всегда был оскорблён, если кто-то из гонщиков позволял себе ругательства или хуления на Бога. К тому же, Джино Бартали был единственным спортсменом, которого очень любили в Ватикане — его лично благословляли три папы римских.

Еще в подростковом возрасте он тренировался, как настоящий профессионал.

Самым важным событием в его жизни стало Gran Premio degli Aspiranti в 1931 году  — соревнование, которое для юного спортсмена дало толчок в профессиональный мир. Тогда,  Бартали опередил  всех соперников. Многие профессионалы, которые наблюдали за велогонкой, отметили его, как очень упорного парня с явными качествами будущего чемпиона, который будет полезен любой профессиональной команде. Победить в этой гонке помешало Джино его дата рождения: Джино Бартали всего  лишь за день до начала  стал семнадцатителетним, а по правилам, участникам не должно было быть больше 17. И хотя понятно было, что один день не дал Бартали превосходства перед соперниками. Его дисквалифицировали. Несмотря на то, что он уже был взрослым мальчиком - он расплакался. Интересный факт,  что с практически такой же дисквалификации начал путь к славе и его знаменитый кумир Альфредо Бинда.

В своей  первой крупной гонке — «Милан — Сан-Ремо» он записался независимым гонщиком. Многие были поражены, когда увидели, что новичок едет во главе пелотона рядом со знаменитым тогда Леарко Гуэрра (Learco Guerra). В результате Бартали пришел четвёртым.

Профессиональная карьера Джино началась в 1935 в команде Frejus.

Новичок превзошел многих знаменитых спортсменов — на первой в своей жизни «Джиро д'Италия» Бартали финишировал 7−м, войдя в десятку лучших. Как он сам утверждал, эту первую «Джиро» он бы мог и выиграть, если бы не надо было в команде помогать капитану, особенно в горах. Интересный факт, но команда не была уверена в молодом гонщике. Им он казался странным деревенским парнем.

Всего лишь за один год профессиональной карьеры Бартали победил на Чемпионате Италии. Он смог стать новым чемпионом, хотя до этого пять лет подряд на Чемпионате Италии победу не отдавал Леарко Гуэрры.

Это был самый настоящий фурор. Ему тут же предложили контракт самые лучшие команды страны — Bianchi и La Legnano. Бартали выбрал Legnano. С этого момента он был  команде с Леарко Гуэрра, чья карьера тогда уже заканчивалась. Первый год в команде Бартали  был лишь помощником Гуэрры, но, несмотря на это умудрился прибавить к своим достижениям ещё один этап на «Джиро д'Италия» и майку в горной классификации. В 1936 году «Джиро д'Италия» была покорена.

Интересно, что именно Гуэрра догадался, на что способен молодой гонщик и полностью стал помогать ему и предоставив себя и всю команду в его распоряжение. Именно Гуэрра дал совет Бартали не останавливаться на преследовании Bianchi. И Джино продолжил держаться  соперников, быть у них на колесе, что жутко раздражала их. На их гневные отклики он отвечал: «Так ведётся война». Итальянское издание «Газета дело спорт» написало тогда о нём: «Он едет совсем не так, как Бинда, у него нет особой пластики, но горняк он великолепный». И Бартали надел розовую майку.

Этот первый большой успех вполне мог стать для него и последним. В этом же году любимый младший брат Джулио, который также был велосипедистом, погиб в гонке. Их мать в страхе и отчаянии слёзно просила Джино бросить спорт. Ему пришлось спрятаться в убежище, о котором знала лишь его сестра. Он больше не хотел видеть велосипед, не хотел слышать о гонках. Так в горе и одиночестве он провёл целый месяц. Гуэрра и ещё один друг Джино горячо убеждали его вернуться. Понемногу Бартали пришёл в себя. Но возвращение не было гладким. В 1937 году Джино простудился и заболел пневмонией, от которой в те времена не было лекарств. Обладая чемпионскими задатками, он сумел победить болезнь, и не только болезнь ему удалось покорить во второй раз «Джиро д'Италия».

По одной из версий, во Францию Джино Бартали привело желание доказать, что он способен побеждать не только в Италии. Другая версия заключается в том, что он пообещал выиграть «Тур де Франс» в память о погибшем брате Джулио.

 «Тур де Франс» 1937, как первый блин стал комом. На самых первых этапах он потерял около 10 минут, но смог стать лидером в 1 минуту 14 секунд на этапе в Гренобле. Но на одном из этапов, уже, будучи в жёлтой майке, Бартали упал в реку с трёхметровой высоты, из-за ошибки которую сделал едущий впереди гонщик. Его вытащили, но Джино  умудрился порезать руку и колено и тяжело дышал, так как хорошо ударился грудью. Бартали еле доехал до финиша через 10 минут после финала, и помощникам практически пришлось толкать его вперёд. После следующего альпийского этапа он сошел с гонки.

Один из организаторов «Тур де Франс» Анри Десгранж был в шоке от его мужества и стойкости, и пророчески сказал: «Ты хороший парень, Джино. Мы увидимся снова на следующий год, и ты выиграешь»

Он смог вернуться в 1938 году на «Тур», не поехав на «Джиро». Бартали сумел выиграть труднейший этап от Диня до Бриансона с преимуществом в 5 минут. Когда радиокомментатор увидел толпу итальянцев, которые приветствуют Бартали на финише: «Эти люди нашли своего сверхчеловека». Имя Джино начали кричать люди во всех городах Италии.

Джино Бартали был в отличной форме для спортсмена: очень крепкий физически, выносливый, обладал потрясающей работоспособностью. Он был отличным горняком с  весом 66−68 кг с ростом 171 см. Объем лёгких — 4,5 литра; и сердце с колоссальными возможностями.

В 1939 началась Вторая мировая война, и от участия в «Тур де Франс» пришлось отказаться. Правда в этот год ему покорилась гонка «Милан — Сан-Ремо».

В 1940 году «Джиро д'Италия» должна была быть его. Но не стала. В команде появился Фаусто Коппи. Когда на равнинном этапе «Джиро» Бартали упал, и потерял драгоценные секунды - директор команды поставил ставку на молодого Коппи, так как тот в тот момент шёл выше в генеральной классификации. И Бартали пришлось повторить  судьбу своего учителя - капитана Гуэрры, который также пожертвовал своими реальными шансами на успех ради его победы в 1936.

Война развела соперников в разные стороны. Бартали остался в Италии, и ему повезло, что поклонником его таланта стал Бенито Муссолини. Знаменитому спортсмену позволили свободно ходить везде, чтобы он мог сохранить свою физическую форму, занимаясь ежедневно. И Бартали во время войны воспользовался  своим именем, чтобы спасти сотни людей. Это был поистине героический подвиг, о котором узнали лишь после его смерти в 2000 году.

Он мог ездить из Флоренции через Тоскану, Умбрию, Марке и Рим, он тайно прятал и перевозил в своём велосипеде документы, нужные для создания фальшивых паспортов которые нужны были для спасения приговорённых к смерти и сообщения для итальянского сопротивления. Для этого утром Бартали покидал Флоренцию, делая вид, что едет заниматься на тренировку - доезжал до убежища, в котором прятались еврейские семьи. Брал у них фотографии и возвращался к Джорджо Ниссиму, бухгалтеру из Пизы, который организовывал спасение. К тому же, Бартали пользовался своим именем, чтобы заранее узнать о вероятных рейдах фашистов. И фашистская полиция, и военные опасались вызвать недовольство Муссолини, остановив его любимчика, и поэтому Бартали пропускали беспрепятственно, не допуская проверок.

Как оказалось, что с сентября 1943 по июнь 1944 Бартали было спасено около 800 человек. На тренировки Бартали возвратился в 1945 году. В 1945 году ему  исполнилось 31 год. Фаусто Коппи был его моложе на 5 лет. Вторая мировая война закончилась, но началась  война между Фаусто и Бартали, которая продолжилась до конца карьеры Бартали.

1946 год — Бартали смог оставить с носом на «Джиро д'Италия», опередив Коппи лишь на 47 секунд.

1947 год — механическая поломка помогла его сопернику на «Джиро», и Коппи удалось выиграть гонку.  Бартали отыгрался победой на «Милан — Сан-Ремо» и Туре Швейцарии.

 bartali

Герой Италии, в который раз В 1948 году Бартали стал палочкой выручалочкой для порядка в Италии. Шла гонка «Тур де Франс». Было очень тяжело возвращаться на гонку, так как более двадцати гонщиков,  которых он хорошо знал, погибли на войне. Когда шла гонка в Италии - был ранен лидер итальянской коммунистической партии, и начались жуткие беспорядки. И радостная весть о победе Бартали в Тур де Франс разрешила все парламентские дискуссии, грозивших взрывом в стране.

За борьбой Бартали и Коппи вся Италия следила очень пристально, чем за политическими баталиями. Двоем они представляли Италию, юга (Бартали) и севера (Коппи). Они были очень разными. Говорили, что «в венах Джино течёт кровь, в то время, как у Коппи — бензин».  Соревнуясь между собой, они порой совсем забывали о своих целях в гонке и препирались между собой, и другие гонщики в результате забирали их победы.

Это «война» довела их до того, что на Чемпионате мира в 1949 году в Голландии - они оба просто сошли с гонки, забыв о главной цели  — выиграть. Так как ни один не хотел работать на другого. Коппи и Бартали были наказаны – их обоих  дисквалифицировали на три месяца. Возможно, это и повлияло на них,и когда на «Тур де Франс» на альпийском этапе Col d’Izoard, когда Коппи задержался, Бартали не поехал вперед, а подождал его. Когда же аналогичное случилось с Бартали, Коппи также его подождал. На последнем подъёме до Бриансона Коппи дал возможность Бартали выиграть в свой день рождения и одеть жёлтую майку лидера. Но затем в Париже Коппи перехватил лидерство и выиграл «Тур де Франс». Бартали тогда досталось второе место.

Самых знаменитый момент их дружбы и соперничества был запечатлён на «Тур де Франс» в 1952 году. Когда во время этапа через Лозанну и Alpe d’ Huez Коппи одел жёлтую майку лидера. На тяжелейшем подъёме на Галибье фотограф Карло Мартини поймал момент, когда два постоянных врага обменялись бутылкой с водой.

bartali

Фаусто Коппи передаёт флягу с водой Джино Бартали, «Тур де Франс», 1952 год.

Журналисты изнывали от любопытства, пытаясь понять, чья это была бутылка, и кто из вечных «врагов» решил поделиться водой, этот спор остался предметом долгих дискуссий. Всю оставшуюся жизнь им задавали этот вопрос- но ни один из гонщиков в этом так и не признался, отвечая туманно. А после смерти Коппи Бартали вообще отказывался отвечать. Массажист Бартали утверждал, что бутылка принадлежала именно Джино, а не Фаусто.

В 1950 году Бартали под проливным дождём сумел выиграть последнюю гонку «Милан — Сан-Ремо». А в 1952 году в возрасте 38 лет он в последний раз он сумел стать Чемпионом Италии. А в 1953 году, после победы на Giro della Toscana Бартали попал в аварию,в которой он мог остаться совсем без ноги. И хотя всё обошлось, но карьера Джино Бартали подошла к концу. С каждым годом он всё дальше и дальше удалялся от велоспорта. Он всю жизнь был предан своей жене Адриане и трём детям.

Джино Бартали смог ещё при жизни стать легендой. Его уважали все, даже те кто были фанатами Фаусто Коппи. Он смог стать символом настоящего велоспорта, его неповторимым легендарным героем.

Автор:

Дата публикации: 09 Июль 2013 года, 23:10